Ар нуво - Авторская бижутерия или ювелирное искусство | Gemma


Сегодня многие представительницы прекрасного пола расценивают бижутерию только лишь как дешевую замену изделиям из благородных металлов и драгоценных камней, хотя изначально само слово bijouterie в переводе с французского означало «драгоценность». Почему и откуда появились стереотипы о «низкопробности» бижутерии, об этом чудесном воплощении ярких, иногда вовсе не повторимых идей, рождающихся в воображении мастеров умельцев, художников авторской бижутерии — людей с утонченным вкусом и неограниченной фантазией? История ювелирных украшений берет своё начало в архаичные времена. Все древние цивилизации, о существовании которых мы знаем, занимались производством изделий: выполненные в различных техниках, с использованием различных материалов, они становятся музейными экспонатами и по сей день остаются привлекательными – их изучают, ими любуются. Древний Египет и таинственное царское сочетание золота, бирюзы и небесно синего лазурита; скифская пектораль с удивительными скульптурными изображениями животных и сюжетов из жизни скифов; более поздние работы средневековых мастеров, нередко перенасыщенные обилием форм драгоценных камней и жемчуга — мир ювелирных изделий бесконечно широк и увлекателен. В романе Oscar Wilde «Дориан Грей» главный герой, юноша гедонист был охвачен искренней, неподдельной любовью к драгоценным камням, и мог провести долгие часы в одиночестве, рассматривая свою необъятную коллекцию самоцветов. Что касается огранки драгоценных камней, то до 15 века мастера ограничивались только шлифовкой природных граней минералов; гранение самого твердого камня, алмаза, представлялось еще невозможным. О подделках (хоть это явление не было диковинным и во времена Древнего Египта) стали толковать приблизительно в эпоху Ренессанса, и этот период ознаменовался появлением и развитием современной бижутерии. В частности, этому поспособствовали традиции стеклодувов из Венеции — остров Murano сейчас известен каждому своим стекольным производством. Самым выдающимся мастером в области одурачивания стал Georg Friedrich Strass, живший в 18 веке и придумавший новую технологию, позволяющую обрабатывать стекло таким образом, чтобы оно стало неотличимо от алмаза. Вот вам и эпоха Просвещения — торжество разума и расчета. Тем не менее изначально хитрый обман породил в каком-то смысле революцию в сфере прикладного искусства — стразы сейчас используются практически во всех областях дизайна. Разумеется, такие операции вполне логично способствовали появлению пренебрежительного отношения к бижутерии как к «искусственным», низкопробным украшениям. Но на самом деле это лишь искажение исторической действительности и элементарное непонимание реального положения вещей, а также нежелание углубиться в осмысление феномена бижутерии. Расцвет авторской бижутерии приходится на начало 20-го века. На тот момент она производилась уже в промышленных масштабах, и главной её задачей было создавать образ, актуальный «здесь и сейчас», дополнять платье или костюм, модный в определенный сезон, потому как через некоторое время тот или иной предмет гардероба уходил с модной авансцены. Разумеется, дорогие ювелирные украшения оставались вне конкуренции.



Cartier, Тиффани, Chopard и многие другие ювелирные дома продолжают по сей день выпускать коллекции, отстаивая своё право на главенствующие места в рейтинге самых дорогих и влиятельных ювелирных брендов мира. Надо отметить, что удаётся им удерживать эти позиции и по сей день, да и немудрено – бизнесмены, известные политики, звезды шоу-бизнеса чаще всего выбирают именно эти бренды, дабы подчеркнуть свой статус. Вот только являются ли вышеперечисленные «небожители» истинными ценителями искусства? К началу 20 века, с подачи тех самых ювелирных домов, понятие «ювелирное украшение» подразумевало использование только самых дорогостоящих металлов и камней. А что может быть хуже для искусства, чем подобный формализм? Art nouveau от фр. Направление в искусстве конца 19 — начала 20 века, проник в декоративно прикладное искусство, и, в частности, в сферу ювелирных украшений. Это было подобно ветру перемен, настоящая революция, творчество без границ. И как раз тогда роль бижутерии было сложно переоценить. Творческий дуэт чешского художника Альфонса Мухи и французского ювелира Жоржа Фуке озарил мир ювелирного искусства обилием форм, многоярусностью, подчеркнутой театральностью. Несмотря на многочисленные негативные отзывы закостенелых критиков, неправильные формы, громоздкость и разнообразие орнаментальных и флористических мотивов в конце концов покорят публику. Таинственные опалы, халцедон, лунный камень, рог, цветное стекло... Неприемлемые материалы для разбалованной Европы. Но разве существуют ограничения для настоящего художника? Rene Jules Lalique, непревзойденный мастер практически во всех сферах декоративно-прикладного искусства – ещё один противник системы.



И снова — неординарный характер, мятежная жизнь, иногда легкомысленные поступки в частной жизни — но все это черты творческой личности. Ему удалось переманить общество на свою сторону, сместить акценты с формальной ювелирной продукции на произведения искусства. Всем известна элегантная и утонченно роскошная Coco Chanel, которая воплощала своё мироощущение в совсем непохожие, оригинальные, чувственные изделия, кардинально поменявшие вкус женщин, воспитавшие в них новые качества — уважение к себе, мудрость, эстетический вкус. Каждая женщина получила возможность открыть в себе собственную, неповторимую привлекательность. А для этого не нужны бриллианты – их мадам Шанель считала безвкусицей. Украшение требует идеи, а не дорогостоящих материалов. Искусственный жемчуг, полудрагоценные камни – эти материалы она использовала для создания своей знаменитой бижутерии. Вслед за европейскими «еретиками» провокаторами по пути эклектики и нетрадиционных сочетаний двинутся и американские ювелирные дома. Будут возрождаться старинные техники работы со стеклом, нанесения эмалей: «cloison» – эмаль в ячейках на металлической подложке, «Plique-A-Jour» – эффект цветного стекла, эмаль между перегородками; «Эмаль-гильоше» — эмаль, нанесенная на гравированную поверхность, «Pate-de-verre» — плавление порошка из стекла, смешанного с водой. Главенствующим сюжетом в украшениях этого стиля будет оставаться природа, её величие, противоречивость и таинственная, до конца неизведанная красота. Позже стиль ар нуво заразит еще множество авторов и воплотится в сотнях непревзойдённых творений, в том числе бижутерии. И остается надеяться, что человеческой фантазии и свободы мышления всегда будет хватать для создания новых шедевров. Ибо что иное имеет такое сильное и благотворное влияние на души, как не искусство?